Балканская карусель чувств

Космическая музыка, которая поражает тебя насквозь. В ней смешались времена и эпохи затем, чтобы показать тебе: времени больше нет. Трансовая гитара, настроения которые меняют друг друга по несколько раз за одну песню и, конечно же, чувства целого народа, живущего между молотом и наковальней несколько веков — все это ощущает зритель уже с первых нот. Это о концерте боснийской группы Mostar Sevdah Reunion, выступившей на Платоновском фестивале. Мы взяли интервью у гитариста коллектива Мишо Петровича и продюссера Mostar Sevdah Reunion Драги Шестича .

IMG_7937_600x400
Folk Planet: Что такое севдах?

Мишо Петрович: Начнем с этимологии. “Севдах” слово арабское, через тюрков оно попало на балканы, по-турецки это значит любовь. Есть и другое значение слова. В теории жидкостей организма “севдах” — это меланхоличная черная жидкость, которая отвечает за печаль. Но в такой музыке выражаются чувства любимого человека — и радость, и печаль. Несмотря на то, что эта музыка относится к фолку, она началась с городской традиции и была распространена в аристократических мусульманских родах Боснии.

Изначально севдалинки пелись  а капельно, женским вокалом, затем их стали аккомпанировать при помощи традиционных струнных инструментов. Во времена Австро-Венгерской империи к нам попадает аккордеон и скрипка. А со временем так получилось, что состав, играющий севдах приблизиться к ансамблю, который играет поп или рок музыку. Вот такие метаморфозы случились с жанром. В 60-70-е годы был всплеск интереса к севдаху, потом популярность его пошла на убыль и он начал исполняться на концертах ретро.

IMG_7936_600x400

F.P: Почему старинные романсы, пускай и в новых аранжировках, были вытеснены другой музыкой?

М.П.: В конце 80-х наша музыка была вытеснена направлением, которое мы называем трэш-фолк или турбо-фолк. Главное в ней, чтобы было весело. Трубы, барабаны — поверхностное восприятие, вообщем. Был момент, когда эта музыка вообще исчезла и лишь изредка игралась в кафанах (маленьких кафе).

Потом пришли ужасные 90-е. Мы не будем говорить о войне, но вместе с так называемыми освободителями, пришли новые культурные ценности. Они освободили нас от подлинных культурных ценностей, наверное в этом и заключалась их миссия.

F.P: Как появился Mostar Sevdah Reunion?

М.П: Во время войны на радиостанции Мостара работал будущий продюссер коллектива Драги Шестич.  Именно тогда он приметил что-то близкое к блюзу в  манере исполнения одного старого мастера севдаха.  В прошлом году мастер, к сожалению, в возрасте 75 лет ушел от нас. Собственно с них и началась группа, на сегодняшний день нас в составе 7 музыкантов.

IMG_7938_600x400

F.P: Вы постоянно привлекаете новых людей к совместной работе над дисками и на концертах. Что это даем вам?

М.П: Безусловно опыт. Особенно, в случае совместной работы с такими мастерами, какими были Шабан Байрамович и Лилиана Баттлер.

Я был ребенком, когда впервые услышал музыкального короля цыганской музыки Шабана Байрамовича. Он еще тогда поразил меня своей манерой исполнения. И я был безумно рад, когда нам предложили  вместе записать альбом. В результате получилось сочетание уже известной группы и легендарного вокалиста, которым был Шабан Байранович.

Еще одну звезду балканской музыки Лилиану Баттлер продюссер коллектива Драги Шестич долго искал по всей Европе, чтобы попросить ее записаться с нами. Дело в том, что будучи популярной в 70-е, в конце 80-х ее популярность пошла на спад. “Мать цыганской души”, как и многие другие артисты, была вынуждена иммигрировать в Европу после ужасных событий конца 80-х. И представляете себе, эта гениальная женщина мыла туалеты в Дюссельдорфе. Там и разыскал ее наш продюссер, и с трудом уговорил ее записаться с нами.

IMG_7966_600x400

F.P.: В каком сейчас состоянии находится севдах?

М.П.: Он становится популярным, и это не может не радовать. Но, некоторые современные группы делают аранжировки севдаха так, что он перестает трогать слушателя, задевать его за живое, а это ведь самое главное в этом жанре.  Можно, конечно, намешать всего и получится гибридная ерунда. Эмоции в севдахе первичны. Должна оставаться центральная линия. Конечно, мы тоже добавляем джазовые и блюзовые мотивы в свои композиции, но это лишь вспомогательные образы.

F.P: Это правда, что на Балканах на свадьбах и похоронах могут играть одни и те же песни?

Драги Шестич: Это не правда. Это все придумал Горан Брегович в коммерческих целях.

+3
0
  

Об авторе Павел Лебедев

Редактор проекта Folkplanet.ru